«В душе живет теплое чувство к пионерскому детству»

19 мая исполняется 100 лет Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина

У каждого, кто родом из Советского Союза, с  пионерской организацией связаны свои личные воспоминания. Пионерия – это было время, насыщенное событиями, встречами, увлекательными занятиями. Рассказать о своем пионерском прошлом мы попросили директора Ильинской школы №25 Татьяну Юдаеву.

— Татьяна Владимировна, расскажите несколько слов о себе: где учились, как пришли в профессию. Повлияла ли пионерская организация на выбор вашего профессионального пути?

 — Так случилось в моей жизни, что профессия учителя мне была предсказана. Далекий 1977 год…1 сентября, я вместе со своими родителями и младшим братом иду в 1 класс Кратовской школы №27. Белые банты, белый фартук, белые гольфы, новый красивый портфель, в руках букет моих любимых осенних, школьных цветов — астр. Навстречу нам идут два пожилых человека (в поселке Кратово, в то время был Санаторий им.Ленина, где отдыхали пенсионеры), тропинка узкая, разойтись было невозможно, и мы остановились, чтобы пропустить пожилых мужчин. Увидев меня и поняв, что иду в школу, один из них задает мне вопрос «Девочка, а кем ты хочешь быть?», но, посмотрев на мои растерянные глаза и не дождавшись ответа, он ответил сам: «Наверное, врачом!», а его товарищ, очень утвердительно произносит: «Нет. Быть тебе учителем, девочка!».

Да, я стала учителем. Но сначала я была октябренком, потом пионером, потом возглавила пионерскую дружину школы, затем комсомольскую организацию школы №98 п.Кратово, где я училась в старших классах. Не могла я оставить школу, интересную школьную жизнь, общественную работу, и в последний год своей школьной жизни я приняла решение поступать вМосковский Педагогический институт им. Н.К.Крупской на заочное отделение (географо- биологический факультет). Именно такая форма обучения дала мне возможность продолжать работать в школе, заниматься любимым делом и получать образование…В школе №98 я стала работать пионерской вожатой, вела несколько часов географии, была классным руководителем и возглавляла школьный музей им. В.Молодцова. Затем был отпуск по уходу за ребенком, окончание института и возвращение в школу №98, но уже в качестве организатора внешкольной работы, а затем и заместителя директора по воспитательной работе.

В какое-то время я поняла, что больше нужна своей семье, своей маленькой дочери и приняла решение уйти с работы и посвятить себя воспитанию ребенка. 3 года я была заботливой мамой, все свое время посвящала дочери… А летом 2001 года моя подруга предложила мне выйти на работу в Ильинскую СОШ №25, где сама работала несколько лет…

Вспоминаю первую встречу с директором Ильинской школы № 25 Любовью Григорьевной Краевой. Как волновалась я, как переживала! Ведь мне предстояла встреча с очень уважаемым человеком, мудрым и опытным руководителем школы с необыкновенной историей, но, зайдя в кабинет и увидев добрые и понимающие глаза Любови Григорьевны, мне стало легко, потому что я поняла, что найду в лице этого человека поддержку и опору. Так и случилось. Любовь Григорьевна стала моим Учителем, Наставником, Другом. Под ее чутким руководством, я с большим желанием и любовью работала в школе №25 учителем географии и заместителем директора по воспитательной работе, была классным руководителем. С такими же чувствами я работаю и сейчас, но уже в роли директора школы. И это уже другая страница моего профессионального пути….

— Помните ли, как вас принимали в пионеры?

 — Помню, что в пионеры нас принимали в третьем классе. Все ребята, и я в их числе, очень хотели стать пионерами, активно и ответственно готовились к этому событию. Мы все учили клятву пионеров, учились отдавать пионерский салют, разучивали пионерские песни… Торжественный прием в пионеры был 22 апреля в День рождения В.И.Ленина. Я очень ждала этого дня. Мы все в парадной форме выстроились в одну линейку. Зазвучал горн, барабаны и слова «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…», ветераны войны повязали нам галстуки… Помню, у меня была дрожь во всём теле, волнение. Это было очень торжественное событие!

— Чем вам запомнилось пионерское детство?

 — Я старалась хорошо учится, быть примерной ученицей, активно участвовала в мероприятиях в классе и в школе. Наша пионерская жизнь была очень интересная, насыщенная, наполнена разными событиями. Мы собирали макулатуру и металлолом, устраивали субботники. У нас проводилось много пионерских мероприятий: это и торжественные линейки к праздничным датам, и смотр строя и песни, и различные выставки, и концерты, и встречи с ветеранами…Хорошо помню сборы совета дружины, когда на 2 этаже в вестибюле школы собирались все отряды, выносили знамя, председатели совета отрядов сдавали рапорт… Запомнились мне еженедельные политинформации, когда необходимо было подготовить материал о новостях в стране и мире и доступно донести его до одноклассников. Очень любила читать газету «Пионерская правда» и журнал «Пионер»…

К сожалению, в пионерском лагере была всего один раз, и всего несколько дней…Я росла «домашним» ребенком, и уехать из дома, от родителей, мне было очень сложно…

— Что вам дала пионерская организация? Какие жизненные уроки вы усвоили в то время?

 — Думаю, многое… Пионерская организация научила меня быть самостоятельной и целеустремленной, активной, готовой всегда прийти на помощь, а также быть ответственной за свои слова и поступки. Именно в те пионерские и комсомольские годы у меня было сформировано стойкое чувство, что я живу в самой великой, могучей и огромной стране, полной счастья, устремлённой в светлое будущее. Чувство веры, что вокруг меня гораздо больше хороших и добрых людей, чем плохих. Я ощущала себя пусть малой, но вполне полноправной и счастливой частичкой прекрасной страны. До сих пор в душе живёт тёплое и живое чувство к пионерскому детству и звучат слова «Взвейтесь кострами синие ночи…».

 — Чем вы занимались в качестве пионервожатой? Вспомните самые интересные, значимые ваши проекты.

 — Открываю свою трудовую книжку, первая запись звучит так: «Принята на должность старшей пионерской вожатой»…Какое же это было интересное, насыщенное разными событиями время! Хорошо помню свой первый кабинет — пионерскую комнату на 2 этаже школы №98, заседания пионерского актива школы, Дом Молодцова, березка Молодцова, экскурсии в музее, встречи с ветеранами и много других важных, интересных и полезных мероприятий…А главное, горящие, полные инициатив глаза ребят, мудрые советы моих учителей….И я искренне благодарна им, ведь именно они своим примером показали мне, что нет профессии лучше, чем профессия учителя. Спасибо моим учителям за то, что смогли увидеть и раскрыть во мне те качества, которые необходимы педагогу.

— Как вы считаете, нужна ли детям пионерская организация сегодня? Какой опыт можно было бы применить в настоящее время в школе?

 — Сейчас, конечно, уже другое время, другие ценности и жизненные приоритеты, другие дети, и, наверное, погрузиться в пионерское движение уже не получится, но детские общественные движения нужны. Здорово, что есть «Волонтеры Победы», «Юнармия», Российское движение школьников и другие объединения…Ведь любое участие ребенка в общественном движении требует от него ответственности за себя, за собственные решения, развивает чувство патриотизма, чувство сопричастности к общему делу, формирует навыки межличностного общения.

— Есть ли общественные организации в Ильинской школе №25? Чем занимаются ребята помимо учёбы?

 — В нашей школе несколько лет назад был создан и функционирует Совет старшеклассников, куда входят инициативные, энергичные, имеющие активную гражданскую позицию, учащиеся старших классов, Совет школьного музея Опаленной юности, большая часть учащихся школы влилась в Российское Движение школьников и с интересом принимает участие в различных его проектах, ребята, любящие спорт, вошли в состав Школьного спортивного клуба «Юность». Как бы не называлась детская организация, цель у нее должна остаться прежней: объединить ребят для осуществления прочной связи обучения с жизнью, повышения уровня нравственного, патриотического, гражданского воспитания, а также укрепления физического и психического здоровья.

— Расскажите подробнее о легендарном музее Ильинской школы №25 «Опаленная юность». Чем он живет сегодня?

 — С музеем «Опаленная юность» я познакомилась в 2001 году, когда после небольшого перерыва в профессиональной деятельности, пришла на работу в Ильинскую школу №25, в которой одним из приоритетных направлений работы было и продолжает быть духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Несколько лет, будучи заместителем директора школы по воспитательной работе, я продолжала заниматься развитием музея.

В практику работы школы в тот период вошли такие мероприятия как музейные уроки, ежегодное участие в конференциях различного уровня, на которых члены Совета музея рассказывали о музее, акции «Звезда ветерану», «Свет в окне», «Георгиевская ленточка», «сад Памяти», «Сирень Победы» и многие другие. Наш музей удостоен большого количества дипломов и грамот различного уровня. О музее «Опаленная юность» можно рассказывать много. Скажу только то, что он был, есть и будет Центром патриотического воспитания не только нашей школы, нашего поселка, но и близлежащих населенных пунктов. 20 мая мы отмечаем его 50-летие, на торжественном собрании под названием «Здесь живет Память» мы расскажем гостям об истории его возникновения, подведем итоги работы за эти годы и наметим пути движения вперед.

Яна ГАРБУЗОВА

Фото из архива Татьяны Юдаевой