Как наставник может помочь предпринимателю
середине мая в Московской области стартовала Программа наставничества для начинающих предпринимателей. Программа реализуется Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области и центром «Мой бизнес» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», инициированного Президентом России.
Когда и почему предпринимателю нужен наставник? Если объяснять тему совсем просто, то это очень похоже на работу фитнес-тренера с посетителем тренажерного зала. Ты точно знаешь, что можешь сам накачать свои мышцы. И это так, можешь! Но если курс школьной анатомии подзабыт, и множество тренажеров в зале вызывают растерянность, то именно тренер (читай – наставник) поможет правильно загрузить трицепсы, бицепсы или трапеции.
Во-первых, на старте бизнеса. В самом начале пути предприниматель начинает думать так: «У меня есть отличный продукт/прекрасная услуга – куда же мне её продать и где взять денег на развитие?» И это не те вопросы, которые задают на старте! Вопрос про деньги – последний, который предстоит решить.
Весь бизнес начитается с определения целевой аудитории (ЦА) и анализа рынка. Например, предприниматель хочет работать с бутилированной водой. Это огромный рынок: бутилированная вода поставляется в офисы, ею пользуются спортсмены, такую воду берут на прогулку мамы с детьми. И это всё разная целевая аудитория. Из неё нужно выбрать какой-то сегмент, с которым можно начать работать. Просчитать все пути развития и возможные риски – это в компетенции наставника.
Алла Цытович – эксперт, которая не только имеет за плечами опыт наставничества предпринимателей малого и среднего бизнеса. Она сама открывала и до сих пор успешно развивает некоторые свои бизнес-проекты, в частности, в гостиничном деле:
– С ЦА мы выяснили – а что дальше? Какие потребности есть у этой целевой аудитории? Каким продуктом или услугой мы будем потребность ЦА заполнять? И только потом возникнет вопрос цены. Сколько это будет стоить?
Начинающие предприниматели с такой последовательностью не знакомы. А это довольно простая «магическая формула» – 7 шагов внедрения любого продукта или услуги. И первые четыре из них вы уже знаете.
Обычно начинающий предприниматель может рассуждать:
«Мне мой продукт нравится, значит, на него есть клиент», – а это не так! «Мой продукт классный, значит, и клиент это поймет», – это тоже не так! «Мои друзья купили, им нравится, значит, и остальные клиенты будут покупать», – нет! «Я нашел классный эксклюзивный продукт – нужно вести его в Россию». – Это четыре пути к провалу. Избежать этих ошибок тоже поможет наставник.
Во-вторых, наставник нужен, когда предприниматель запустил проект, вышел на волну спроса. И вдруг начинается торможение или даже спад: бизнес сжимается, выручка падает, проверенные методы не работают. Никакие семинары, обучающие программы, лекции в интернете, вебинары помочь не смогут. Нужен практик, который сам проходил эту историю много раз в жизни. Наставник не просто дает советы, а показывает, КАК это исправить.
Одно дело прочитать рецепт в кулинарной книжке, а другое – постоять за спиной у шеф-повара мирового уровня и под его руководством приготовить блюдо высокой кухни. Вот разница работы без наставника и с наставником.
В-третьих, наставник поможет, когда бизнес растет слишком быстро. Такой предприниматель занят делами 24/7, ежедневно подписывает стопку бумаг, не успевает следить за конкурентами, нет времени на семью, на отдых, на развитие стратегии своего дела. Все решения он принимает сам, и прибыль, о, ужас, начинает падать.
Наставник сможет разложить все по полочкам. Он видит ситуацию со стороны, готов ее анализировать с холодной головой: надо делегировать, передавать простые дела помощникам, налаживать понятную систему контроля и прописывать четкие правила для сотрудников.
Наставник дает технологию того, как справляться с проблемами и показывает, как это делать. А самый главный критерий хорошего наставника – он должен иметь собственный реальный опыт создания и руководства бизнесом.Во-первых, во-вторых и в-третьих – это только три первых тезиса в ответе на вопрос: «Как может помочь предпринимателю наставник».